Восемь факторов идеального аюрведического питания (Ахар Видхи Вишешаятана)

идеальные аюрведические факторы питания

Введение

Согласно Ведам, пища является источником Прана для меньших существ. Божественные существа получают пищу от огненного жертвоприношения или хомы. Ведическая мудрость гласит: «мтрийорма амрутам гамайя » (могу я отойти от смерти к бессмертию). Итак, пока мычиНакануне более высокого существования пища - наш спаситель. Это основа аннамая коши, физического существования.

Но не все продукты содержат одинаковое количество Прана. Качество Прана, чи или жизненная энергия, присутствующая в пище, зависит от многих факторов. Есть физические, умственные и духовные факторы, которые наделяют Прана к еде. Образ мышления и уровень осведомленности повара влияют на энергетику еды. Кроме того, когда вы зарабатываете еду праведными средствами, Прана еды невероятно положительный. Это умственные и духовные аспекты еды. Давайте посмотрим на некоторые другие факторы из древнего текста.

Заключение

Еда - источник Прана or чи. Аюрведа перечисляет восемь важных факторов, которые гарантируют, что вы легко впитываете жизненную силу из пищи.

Восемь факторов питания

Чарак Самхита перечисляет восемь увлекательных факторов для идеальная еда. Группа этих восьми факторов называется Ахар Видхи Вишешаята (ахаар - еда, видхи - метод, вишешаятана - особенности / размеры).

तत्र खल्विमान्यष्टावाहारविधिविशेषायतनानि भवन्ति; तद्यथा- प्रकृतिकरणसंयोगराशिदेशकालोपयोगसंस्थोपयोक्त्रष्टमानि (भवन्ति) || २१ ||

Восемь особых факторов составляют идеальный способ употребления пищи.

Они есть -

  1. Пракрати (Натуральные питательные качества)
  2. Каран (Подготовка)
  3. Санёг (Комбинация)
  4. Раши (Количество)
  5. Дэш (Естественная среда)
  6. Каел (Время)
  7. Упйогсанстха (Направления использования)
  8. Упёкта (Потребитель)

Пракрати (Натуральные питательные качества)

तत्र प्रकृतिरुच्यते स्वभावो यः, स पुनराहारौषधद्रव्याणां स्वाभाविको गुर्वादिगुणयोगः; तद्यथा माषमुद्गयोः, शूकरैणयोश्च (१) | २२ |

Пракрати это естественный характер вещества; природные качества, такие как тяжесть и т. д., определяют Пракрати как пищевые и лекарственные вещества; Например - пюре (урад дал / черный грамм) тяжело переваривается, тогда как Moong Dal (зеленый грамм) светлый; свинина тяжелая, а оленина легкая.

Пракрати это естественное состояние. Слово Пракрати повсеместно присутствует в Аюрведе. У нас есть телосложение (шарир Пракрати), тип ума (манас Пракрати), тип питания (ахаар Пракрати) и т. д. Это Пракрати это основа для совместимости. В идеале вы должны есть пищу, совместимую как с вашим разумом, так и с телом. Однако в этой шлоке основное внимание уделяется физическим свойствам пищи.

Чарак Самхита определяет некоторые продукты, которые полезны для всех, например ячмень, молоко, мед, рис и т. д., потому что эти продукты естественным образом совместимы со всеми.

Пракрати это естественное состояние вещества. Естественное питание сырых фруктов обусловлено их Пракрати.

Различные продукты обладают уникальным сочетанием свойств. Например, арбуз - это круто, тяжело, помогает избавиться от Питта доша; тогда как огурец теплый и увеличивается Питта.

8 факторов идеального питания по аюрведе

Заключение

Пракрати это природные свойства вещества. Эти свойства определяют его влияние на обмен веществ в организме. Например - Мед легкий и теплый. Следовательно, это помогает сбалансировать капха доши.

Каран (Приготовление / обработка пищевых продуктов)

करणं पुनः स्वाभाविकानां द्रव्याणामभिसंस्कारः | संस्कारो हि गुणान्तराधानमुच्यते | ते गुणास्तोयाग्निसन्निकर्षशौचमन्थनदेशकालवासनभावनादिभिः कालप्रकर्षभाजनादिभिश्चाधीयन्ते (२) | २२ |

Каран относится к приготовлению пищи. Это начало кулинарной науки, в которой мы обрабатываем пищу в соответствии с нашими потребностями в питании. Благодаря переработке пищевых продуктов мы можем изменить природные свойства (Пракрати) пищевого продукта и придать ему желаемые качества.

Некоторые из важных методов обработки пищевых продуктов:

  1. Вода (замачивание, ферментация и т. Д.)
  2. Огонь (жарка, жарка, кипячение, копчение и т. Д.)
  3. Очистка (промывка, осаждение, просеивание и т. Д.)
  4. Взбивание / смешивание / измельчение
  5. Место (холодный / теплый климат, влажность, ветер и т. Д.)
  6. Время (время приготовления / обработки и т. Д.)
  7. Васан - Хранить / хранить (маринование, ферментация, сушка на воздухе, сушка на солнце и т. Д.)
  8. Настой (смешивание травяных соков для улучшения питательных / лечебных свойств)

Например, Аюрведа утверждает, что зеленые листовые овощи, такие как шпинат, тяжелые, сухие и создают вата порча в организме. Однако добавление теплых трав, таких как тмин и асафетида, может сделать их легкими и легко усваиваемыми. Эти приправленные травами овощи не вызывают вата порча.

Заключение

Процесс приготовления или Каран улучшает естественные свойства продукта питания в соответствии с потребностями человека в питании.

Санёг (Комбинация)

संयोगः पुनर्द्वयोर्बहूनां वा द्रव्याणां संहतीभावः, स विशेषमारभते, यं पुनर्नैकैकशो द्रव्याण्यारभन्ते; तद्यथा- मधुसर्पिषोः, मधुमत्स्यपयसां च संयोगः (३) | २२ |

Два вещества с разными качествами объединяются, чтобы создать особый эффект. Например, топленое масло охлаждает организм и повышает иммунитет. Это помогает сбалансировать все три доши. Мед теплый, с отличными противомикробными свойствами. Это лучшее средство от капха расстройства. Сочетание топленого масла и меда должно быть полезно для здоровья. Однако Аюрведа утверждает, что гхи и мед в равной степени оказывают токсическое действие на организм!

С другой стороны, неравное количество топленого масла и меда оказывает прекрасное воздействие на здоровье.

Концепция Санёг жизненно важен в аюрведической диете. Это основа науки о несовместимых комбинациях или вируддхахар (Вируддха - противоположные / противоречивые, ахаар - еда). Мы проведем детальное исследование вируддхахар в будущих блогах.

Заключение

Комбинация или санйог двух пищевых веществ могут оказывать уникальный метаболический эффект, отличный от их индивидуальных эффектов. Таким образом, важно понимать последствия для здоровья от сочетания пищевых продуктов.

Раши (Количество)

राशिस्तु सर्वग्रहपरिग्रहौ मात्रामात्रफलविनिश्चयार्थः | तत्र सर्वस्याहारस्य प्रमाणग्रहणमेकपिण्डेन सर्वग्रहः, परिग्रहः पुनः प्रमाणग्रहणमेकैकश्येनाहारद्रव्याणाम् | सर्वस्य हि ग्रहः सर्वग्रहः, सर्वतश्च ग्रहः परिग्रह उच्यते (४) | २२ |

Раши или количество - решающий фактор в аюрведической еде. Аюрведа говорит, что даже эликсир превращается в яд при чрезмерном употреблении. Следовательно, вы должны есть в соответствии с вашим возрастом, состоянием здоровья, голодом, способностью пищеварения и т. Д.

Раши имеет два аспекта - сарваграха и париграха

Сарваграха (сарва - все; граха - прием):

Это общая количество еды вы потребляете. Он включает в себя все типы продуктов — твердые вещества, жидкости или фрукты, зерновые, мясо и т. д. Это общее количество помогает принять решение о переедании, недоедании, общем количестве калорий, общем влиянии пищи, пищеварительной способности и т. д.

Для простоты понимания представим, что два человека потребляют 1 кг пищи; где один человек съедает 1 кг манго, а другой - 1 кг арбуза. Первый человек получит больше калорий по сравнению с другим. Кроме того, первый человек может испытать на себе слабительное действие манго. Слабительное действие помогает избавиться от излишков Питта доша. В то время как второй человек может чувствовать общее Питта усиление воздействия арбуза. (ссылка - Bhav Пракаш; Фалади Варга,)

Париграха (равный - физическое лицо; граха - прием)

Париграха относится к отдельным ингредиентам пищи, которую вы потребляете. Например - 1 стакан дал, 1 стакан риса, 1 яблоко и т. Д.

Париграха может отличаться для одного и того же сарваграха. Например, если два человека съедают в общей сложности 1 кг пищи,

  • париграха на одного человека может быть - 3 стакана дал, 1 роти, 1 стакан риса и т. д.
  • для другого человека это может быть - 1 стакан дал, 2 роти, 3 стакана риса и т. д.

Париграха помогает нам оценить потребление отдельных питательных веществ. Например, в приведенном выше примере первый человек потребляет больше белка, чем другой. Есть много других аспектов Раши и то, как это влияет на ваше тело.

Заключение

Раши количество принятой пищи. Этот фактор имеет два аспекта - общее количество потребляемой пищи и количество отдельных ингредиентов (например, рис, хлеб, суп и т. Д.). Информация о Раши помогает вам определить пищеварительную способность, соответствующее количество, влияние пищи на организм и т. д.

Дэш (Естественная среда)

देशः पुनः स्थानं; स द्रव्याणामुत्पत्तिप्रचारौ देशसात्म्यं चाचष्टे (५) | २२ |

ЧаракСамхита говорит, что родная или естественная среда обитания человека наиболее здорова для него. Еда, фрукты, овощи и т. Д., Которые естественным образом растут в естественных условиях, более совместимы с человеком, чем еда из других мест.

Дэш или местный житель - это основа для множества кухонь мира. И каждая кухня основана на лучших натуральных местных ингредиентах. Эти местные кухни самые полезные для коренного населения. Например, жители Южной Индии предпочитают ферментированные продукты, такие как идли, доса и т. Д. Теплый климат Южной Индии способствует ферментации. К тому же такие продукты легче перевариваются в жарком климате.

Каел (Время)

कालो हि नित्यगश्चावस्थिकश्च; तत्रावस्थिको विकारमपेक्षते, नित्यगस्तु ऋतुसात्म्यापेक्षः (६) | २२ |

Каел или время имеет решающее значение для хорошего пищеварения. Своевременное питание - основа идеального аюрведического образа жизни. Каел имеет два основных аспекта - нитяг и авастик

Нитяг Каел (Общее влияние времени)

Нитяг Каел определяет общее влияние времени, которое одинаково для всех людей. Например, суточное и сезонное воздействие одинаково для всех.

В течение дня в разных частях дня преобладает доша по-разному. Например, капха доша является доминирующей в первой половине дня. Точно так же доша также подвержена сезонным нарушениям. Например, сезон дождей - это время для вата порча.

Информация о Нитяг Каел помогает нам определить лучший выбор продуктов, приготовление, комбинации, количества и т. д. Например,

  • Аюрведа говорит, что обед должен быть самой тяжелой едой в день, так как наш метаболизм и пищеварительная способность достигают апогея в полдень.
  • Также не следует употреблять йогурт на ночь, так как он может повысить восприимчивость к капха расстройствами.
  • Потребление Сатту разбавлять водой запрещено в холодный климат, так как этот препарат оказывает охлаждающее действие на организм.

Как видно из приведенных выше примеров, аюрведические диетические рекомендации изобилуют направлениями использования в отношении времени употребления.

Авастик Каел (Условное влияние времени)

Авастик Каел относится к ситуативному или условному влиянию времени. Этот фактор особенно применим к расстройствам. Например -

Аюрведа не рекомендует лечение в первый день лихорадки.

Точно так же молоко не является полезным вариантом во время первой фазы лихорадки. Но это отличная еда для людей, выздоравливающих от лихорадки.

Суть в том, что сейчас лучшее время для всего.

Заключение

Дэш (место) и Каел (время) являются решающими факторами, определяющими пищевую совместимость, естественный биоритм, идеальное время приема пищи и т. д.

Упйогсанстха (Направления использования)

उपयोगसंस्था तूपयोगनियमः; स जीर्णलक्षणापेक्षः (७) | २२ |

Упьогсантха - это способ употребления пищи. Предположим, у вас есть самая питательная пища, приготовленная правильно и с отличным сочетанием. Время и место тоже благоприятные. Но если вы не употребляете эту пищу должным образом, то пользы от всех благоприятных факторов вы можете не получить.

Например, Акчарья Чарак говорит, что вы не должны употреблять пищу до того, как переварите предыдущую еду.

Указания по употреблению применимы, даже если вы едите сырые фрукты! Как? Аюрведа утверждает, что питательная ценность манго зависит от того, облизываете ли вы, сосете или едите манго!

Аюрведа советует лизать Чаванпраш медленно, вместо того, чтобы сразу проглотить его. Постепенное вылизывание способствует лучшему перевариванию и всасыванию Чаванпраш. Кроме того, он также активирует вкусовые рецепторы и повышает уровень удовлетворения от процесса кормления.

Другой пример - использование йогурта. Согласно всем древним текстам, нельзя употреблять йогурт на ночь. Почему? После захода солнца общая скорость метаболизма снижается. Кроме, капха доша доминирует в первой фазе ночи. Согласно Аюрведе, йогурт тяжело переваривается и может сделать вас восприимчивым к капха связанные расстройства.

Однако, Бхав Пракаш Нигханту предлагает несколько специальных рекомендаций по употреблению йогурта на ночь. Эти указания могут помочь вам предотвратить негативные последствия употребления йогурта в ночное время.

Аюрведа рекомендует употреблять его вместе с медом, топленого масла, и сахар, мунг дал или аула. Эти комбинации помогают уменьшить капха усиление воздействия йогурта.

Кроме того, Аюрведа рекомендует употреблять йогурт в холодный климат, поскольку он естественным образом согревает тело. С другой стороны, вам следует воздерживаться от чрезмерного употребления йогурта или пахты в теплый климат.

Заключение

Упйогсанстха или инструкции по применению помогают максимально использовать пищевые вещества. Они помогают обеспечить лучшую биодоступность и идеальное переваривание пищи.

Упёкта (Потребитель)

उपयोक्ता पुनर्यस्तमाहारमुपयुङ्क्ते, यदायत्तमोकसात्म्यम् | इत्यष्टावाहारविधिविशेषायतनानि व्याख्यातानि भवन्ति || २२ ||

Потребитель - король, в этом нет никаких сомнений. Окончательный эффект от еды зависит от типа телосложения, текущего состояния здоровья, возраста, пищеварения и общего метаболизма потребителя.

Например, у людей с разным типом телосложения разные требования к здоровью. Пахта отлично подходит для вата и капха поскольку оно согревает тело, тогда как подслащенное молоко лучше для Питта доминирующий тип телосложения.

Питта доминирующим людям нужна тяжелая и охлаждающая пища, тогда как капха Доминирующие люди лучше питаются сухой, легкой и теплой пищей.

Фрукты и легкая пища - лучшие варианты питания для больных, выздоравливающих и старых. Но молодой борец с Питта Доминирующая конституция нуждается в тяжелой пище, чтобы утолить свой сильный пищеварительный огонь.

Заключение

Упёкта означает потребителя. Этот фактор определяет употребление пищи в соответствии с индивидуальными факторами, такими как тип телосложения, состояние здоровья, возраст, пищеварительная способность и т. Д.

Пример манго

Попробуем разобраться во всех восьми факторах на примере манго.

  1. Пракрати (Натуральные питательные качества)

Спелое манго от природы сладкое, увлажняющее, тяжелое и прохладное.

  1. Каран (Подготовка)

Аамават это традиционный манго подготовка. Это натуральный сладкий батончик манго, приготовленный из высушенного на солнце сока манго. Благодаря процессу сушки на солнце, Аамават становится светлее по сравнению с плодом манго. Это естественная закуска. С его естественной сладостью, Аамават помогает сбалансировать вата доша. Также он полезен при чрезмерной жажде, тошноте и т. Д. Аамават также является естественным слабительным. Следовательно, это помогает сбалансировать Питта.

  1. Санёг (Комбинация)

Согласно информации Бхав Пракаш Нигханту, комбинация манго и молока сладкая, тяжелая и прохладная. Это тоник, закуска, тонизирующее средство, которое также способствует повышению тонуса кожи!

  1. Раши (Количество)

Чрезмерное потребление сладкого спелого манго обычно безвредно. Это может привести к легким свободным движениям. Однако чрезмерное потребление сырого манго может вызвать серьезные проблемы. Это может привести к расстройству желудка, перемежающейся лихорадке, заболеваниям крови, запорам и глазным заболеваниям. Следовательно, количество имеет огромное значение для метаболического воздействия продукта.

  1. Дэш (Естественная среда)

В Индии существует более 1000 разновидностей манго. Однако Аюрведа утверждает, что местный сорт лучше всего подходит для туземцев. Поэтому, если вы останетесь на юге Индии, Баганпалли для вас более здоровый вариант по сравнению с Дашахари манго с севера.

  1. Каел (Время)

Натуральное манго - сезонный летний фрукт. Но генетически модифицированные сорта манго доступны круглый год. Эти неестественные фрукты могут принести организму больше вреда, чем питание.

  1. Упйогсанстха (Направления использования)

Бхав Пракаш Нигханту говорит об особых преимуществах сосания манго. Если вы будете сосать сочное манго, а не жевать его, процесс сосания усилит благотворное влияние манго. Это лучшая закуска и легче переваривается по сравнению с жеванным манго.

  1. Упёкта (Потребитель)

Спелое манго отлично подходит для особенно. за вата Пракрати люди, поскольку это помогает уравновесить вата доша. Он отлично подходит для людей, страдающих слабостью, недоеданием, малым весом, заболеваниями крови и т. Д.

отнимать

Аюрведа описывает восемь жизненно важных факторов, которые определяют влияние еды на наш организм. Эти факторы вместе называются Ахар видхи Вишешаятана (особенности потребления пищи). Они есть Пракрати (Натуральные питательные качества), Каран (Подготовка), Санёг (Комбинация), Раши (Количество), Дэш (Естественная среда), Каел (Время), Упйогсанстха (Инструкции по использованию) и Упёкта (Потребитель).

Информация об этих факторах может помочь вам выбрать идеальную пищу в соответствии с вашим типом телосложения и состоянием здоровья. Кроме того, эти факторы также могут помочь вам правильно потреблять хорошую пищу. Суть в том, что с помощью этих восьми факторов вы можете получить максимум от своей еды и избежать связанных с едой негативных последствий.

Мать-природа всегда обеспечивает идеальный баланс необходимого питания, независимо от места и времени. Следовательно, пища, которая растет ближе всего к вам естественным образом, является лучшей. Не нужно бегать за экзотическими импортными продуктами. Кроме того, каждое время года производится натуральная пища. Эта сезонная еда помогает коренным жителям адаптироваться к сезонным изменениям. Кроме того, Аюрведа предписывает правила употребления и способы выбора идеальной еды в зависимости от типа телосложения.

Суть в том, что выбирайте сезонные, экологически чистые и местные продукты. Используйте его аюрведическим способом в соответствии с вашим типом телосложения.

Я надеюсь, что эта информация принесет вам хорошее здоровье и благополучие.

Д-р Каника Верма
Доктор Каника Верма - аюрведический врач из Индии. Она изучала аюрведическую медицину и хирургию в Govt Ayurveda College в Джабалпуре и окончила ее в 2009 году. Она получила дополнительные степени в области менеджмента и работала в Abbott Healthcare с 2011 по 2014 годы. В течение этого периода доктор Верма использовала свои знания Аюрведы для обслуживания благотворительных организаций в качестве добровольца в сфере здравоохранения.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены * *

Этот сайт использует Akismet для уменьшения количества спама. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Написать сообщение

Eight Factors of an Ideal Ayurvedic Meal (Ahaar Vidhi Visheshayatana)

ideal ayurvedic meal factors

Introduction

According to Vedas, food is the source of prana for lesser beings. The divine beings derive their nourishment from the fire sacrifice or homa. Vedic wisdom says “mtriyorma amrutam gamaya” (may I move away from death towards immortality). So, till the time we achieve a higher existence, food is our savior. It is the base of annamaya kosha, the physical existence.

But all food does not contain the same amount of prana. The quality of prana, chi or the vital energy present in the food differs according to many factors. There are physical, mental, and spiritual factors that bestow prana to food. The cook’s mindset and level of awareness affect the energy of the food. Also, when you earn your meal through righteous means, the prana of the food is incredibly positive. These are the mental and spiritual aspects of the food. Let us look at some other factors from the ancient text.

Summary

Food is the source of prana or chi. Ayurveda lists eight important factors to ensure that you effortlessly absorb the life force from the food.

The Eight Meal Factors

Charak Samhita lists eight fascinating factors for an ideal meal. The group of these eight factors is called Ahaar Vidhi Visheshayata (ahaar – food, vidhi – method, visheshayatana – special aspects/dimensions).

तत्र खल्विमान्यष्टावाहारविधिविशेषायतनानि भवन्ति; तद्यथा- प्रकृतिकरणसंयोगराशिदेशकालोपयोगसंस्थोपयोक्त्रष्टमानि (भवन्ति)||२१||

Eight special factors constitute the ideal method for food consumption.

They are –

  1. Prakrati (Natural Nutritious Qualities)
  2. Karan (Preparation)
  3. Sanyog (Combination)
  4. Rashi (Quantity)
  5. Desh (Habitat)
  6. Kaal (Time)
  7. Upyogsanstha (Usage Directions)
  8. Upyokta (Consumer)

Prakrati (Natural Nutritious Qualities)

तत्र प्रकृतिरुच्यते स्वभावो यः, स पुनराहारौषधद्रव्याणां स्वाभाविको गुर्वादिगुणयोगः; तद्यथा माषमुद्गयोः, शूकरैणयोश्च (१) |२२|

Prakrati is the natural character of a substance; the natural qualities like heaviness etc. define the Prakrati as food and medicinal substances; for example – mash (urad dal/black gram) is heavy to digest whereas moong dal (green gram) is light; pork is heavy but deer meat is light.

Prakrati is the natural state. The word Prakrati is omnipresent in Ayurveda. We have body type (sharir Prakrati), mind type (manas Prakrati), food type (ahaar Prakrati) etc. This Prakrati is the foundation for compatibility. Ideally, you should eat food compatible with both your mind and body. However, this shloka focuses on the physical properties of the food.

Charak Samhita defines some foods that are good for everyone, for example – barley, milk, honey, rice, etc. because these foods are naturally compatible with all.

Prakrati is the natural state of the substance. The natural nutrition available in a raw fruit is due to its Prakrati.

Different foods have unique combinations of properties. For example – watermelon is cool, heavy, and helps to eliminate pitta dosha; whereas cucumber is warm and increases pitta.

8 factors of ideal meal in Ayurvedic

Summary

Prakrati is the natural properties of a substance. These properties decide its effect on the body’s metabolism. For example – Honey is light and warm. Therefore, it helps to balance the kapha dosha.

Karan (Preparation/Food Processing)

करणं पुनः स्वाभाविकानां द्रव्याणामभिसंस्कारः| संस्कारो हि गुणान्तराधानमुच्यते| ते गुणास्तोयाग्निसन्निकर्षशौचमन्थनदेशकालवासनभावनादिभिः कालप्रकर्षभाजनादिभिश्चाधीयन्ते (२) |२२|

Karan refers to the food preparations. It is the start of culinary science, where we process the food to suit our nutritional needs. Through food processing, we can change the natural properties (Prakrati) of a food item, and induce desirable qualities in it.

Some of the important food processing methods are –

  1. Water (Soaking, Fermentation Etc.)
  2. Fire (Roasting, Frying, Boiling, Smoking Etc.)
  3. Purification (Washing, Sedimentation, Sieving, Etc.)
  4. Churning/Mixing/Grinding
  5. Place (Cold/Warm Climate, Humidity, Wind Etc.)
  6. Time (Cooking/Processing Time Etc.)
  7. Vasan – To Keep/Store (Pickling, Fermentation, Air Drying, Sun Drying Etc.)
  8. Infusion (Mixing Herbal Juices to Upgrade Nutritious /Medicinal Properties)

For example, Ayurveda says that green leafy vegetables like spinach are heavy, dry, and create vata vitiation in the body. However, a tempering with warm herbs like cumin and asafoetida can make them light, easy to digest. These herb-tempered vegetables do not cause any vata vitiation.

Summary

The cooking process or karan refines the natural properties of a food item to suit the nutritional needs of an individual.

Sanyog (Combination)

संयोगः पुनर्द्वयोर्बहूनां वा द्रव्याणां संहतीभावः, स विशेषमारभते, यं पुनर्नैकैकशो द्रव्याण्यारभन्ते; तद्यथा- मधुसर्पिषोः, मधुमत्स्यपयसां च संयोगः (३) |२२|

Two substances with distinct qualities come together to create a special effect. For example – ghee cools the body and boosts immunity. It helps to balance all three doshas. Honey is warm, with great antimicrobial properties. It is the best remedy for kapha disorders. A combination of ghee and honey should be great for health. However, Ayurveda says that ghee and honey in equal proportion produce a toxic effect on the body!

On the other hand, an unequal proportion of ghee and honey has excellent health effects.

The concept of Sanyog is vital in the ayurvedic diet. It is the foundation for the science of incompatible combinations or viruddhahaar (viruddha – opposite/conflicting, ahaar – food). We will make a detailed exploration of viruddhahaar in future blogs.

Summary

A combination or sanyog of two food substances may produce a unique metabolic effect, distinct from their individual effects. Therefore, it is important to understand the health consequences of your food combinations.

Rashi (Quantity)

राशिस्तु सर्वग्रहपरिग्रहौ मात्रामात्रफलविनिश्चयार्थः| तत्र सर्वस्याहारस्य प्रमाणग्रहणमेकपिण्डेन सर्वग्रहः, परिग्रहः पुनः प्रमाणग्रहणमेकैकश्येनाहारद्रव्याणाम्| सर्वस्य हि ग्रहः सर्वग्रहः, सर्वतश्च ग्रहः परिग्रह उच्यते (४) |२२|

Rashi or quantity is a crucial factor in Ayurvedic meals. Ayurveda says that even elixir turns to poison on excess consumption. Therefore, you must eat according to your age, health, hunger, digestive capacity, etc.

Rashi has two aspects – sarvagraha and parigraha

Sarvagraha (sarva – all; graha – intake):

This is the total amount of food you consume. It includes all types of foods – solids, fluids or fruits, grains, meat, etc. This total amount helps to decide on over-eating, under-eating, the total amount of calories, overall impact of food, digestive capacity, etc.

For ease of understanding, let us imagine that two people consume 1 kg of food; where one person eats 1 kg of mango and the other person consumes 1 kg of watermelon. The first person will get a greater number of calories compared to the other. Besides, the first person may experience the laxative impact of mango. Laxative action helps to relieve excess pitta dosha. Whereas the second person may feel an overall pitta increasing impact of watermelon. (reference – Bhav Prakash; Fhaladi Varga, )

Parigraha (pari – individual; graha – intake)

Parigraha refers to the individual ingredients of food that you consume. For example – 1 cup of dal, 1 cup rice, 1 apple, etc.

Parigraha may differ for same sarvagraha. For example, if two people consume a total of 1 kg of food,

  • parigraha for one person can be – 3 cup dal, 1 roti, 1 cup rice, etc.
  • for another person, it can be – 1 cup dal, 2 roti, 3 cup rice, etc.

Parigraha helps us to assess the intake of individual nutrients. For example, the protein intake of the first person in the above example is greater than the other. There are multiple other aspects of Rashi and the way it affects your body.

Summary

Rashi is the amount of food intake. This factor has two aspects – total amount of food intake and amount of individual ingredients (e.g rice, bread, soup, etc.). Information on Rashi helps you to ascertain the digestive capacity, appropriate quantity, the effect of food on the body, etc.

Desh (Habitat)

देशः पुनः स्थानं; स द्रव्याणामुत्पत्तिप्रचारौ देशसात्म्यं चाचष्टे (५) |२२|

CharakSamhita says that the native or natural habitat of a person is healthiest for him. The food, fruits, vegetables, etc. that naturally grows in the native place are more compatible with an individual than food from other places.

Desh or the native is the foundation for a rainbow of cuisines across the world. And each cuisine brings out the best of naturally available local ingredients. These local cuisines are the healthiest for the native population. For example – South Indian people are more comfortable with fermented food like idli, dosa, etc. The warm South Indian climate supports fermentation. Besides, such food items are easier to digest in a hot climate.

Kaal (Time)

कालो हि नित्यगश्चावस्थिकश्च; तत्रावस्थिको विकारमपेक्षते, नित्यगस्तु ऋतुसात्म्यापेक्षः (६) |२२|

Kaal or time is crucial for great digestion. Timely meals are the basis for an ideal Ayurvedic lifestyle. Kaal has two major aspects – nityag and awasthik

Nityag Kaal (General Impact of Time)

Nityag Kaal defines the general impact of time, which is the same for all individuals. For example, the diurnal and seasonal impact is the same for everyone.

In a day, different parts of the day have different dosha dominance. For example, the kapha dosha is dominant during the first part of the day. Similarly, dosha also exhibits seasonal vitiation. For example, the rainy season is the time for vata vitiation.

Information about Nityag kaal helps us to frame the best food choices, preparation, combinations, quantities, etc. For example,

  • Ayurveda says that lunch should be the heaviest meal of the day, as our metabolism and digestive capacity reach their zenith at noontime.
  • Also, you should not consume yogurt at night as it may increase susceptibility to kapha disorders.
  • Intake of Sattu diluted with water is prohibited during the cold climate, as this preparation produces a cooling effect on the body.

As obvious from the above examples, Ayurvedic dietary recommendations are replete with usage direction with regards to the time of consumption.

Avasthik Kaal (Conditional Impact of Time)

Avasthik kaal refers to the situational or conditional impact of time. This factor is especially applicable to disorders. For example –

Ayurveda recommends no treatment on the first day of fever.

Similarly, milk is not a healthy option during the first phase of fever. But it is a great food for people recuperating from fever.

The bottom line is that there is the best time for everything.

Summary

Desh (place) and Kaal (time) are crucial factors that define food compatibility, natural biorhythm, ideal mealtime, etc.

Upyogsanstha (Usage Directions)

उपयोगसंस्था तूपयोगनियमः; स जीर्णलक्षणापेक्षः (७) |२२|

Upyogsantha is the method to consume food. Suppose that you have the most nutritious food, cooked properly, and with a great combination. The time and place are also favorable. But if you do not use this food properly, then you may gain no benefit from all the favorable factors.

For example, Accharya Charak says that you should not consume the food before digesting the earlier meal.

Usage direction is applicable even if you eat raw fruits! How? Ayurveda says that whether you lick, suck or eat a mango makes a difference in its nutritional benefits!

Ayurveda advises licking Chavanprash slowly, instead of immediately gulping it down. Gradual licking helps in better digestion and absorption of Chavanprash. Besides, it also activates the taste buds and enhances the level of satisfaction through the feeding process.

The use of yogurt is another example. According to all ancient texts, you must not consume yogurt during nighttime. Why? The overall rate of metabolism decreases after sunset. Besides, kapha dosha dominates the first phase of the night. According to Ayurveda, yogurt is heavy to digest and may make you susceptible to kapha related disorders.

However, Bhav Prakash Nighantu suggests some special directions for yogurt consumption at night. These directions can help you to prevent the negative effects of night-time yogurt consumption.

Ayurveda recommends consuming it along with honey, ghee, and sugar, moong dal, or awla. These combinations help to reduce the kapha increasing impact of yogurt.

Also, Ayurveda recommends consuming yogurt during the cold climate as it naturally warms the body. On the other hand, you should refrain from excess yogurt or buttermilk consumption during warm climates.

Summary

Upyogsanstha or the usage directions help to make the best use of food substances. They help to ensure the best bioavailability and perfect digestion of the food.

Upyokta (Consumer)

उपयोक्ता पुनर्यस्तमाहारमुपयुङ्क्ते, यदायत्तमोकसात्म्यम्| इत्यष्टावाहारविधिविशेषायतनानि व्याख्यातानि भवन्ति||२२||

The consumer is the king, no doubts about that. The ultimate effect of the food depends on the body type, current health status, age, digestion, and the overall metabolism of the consumer.

For example, people with different body types have different health requirements. Buttermilk is great for vata and kapha as it warms the body, whereas sweetened milk is better for the pitta dominant body type.

Pitta dominant people need heavy and cooling food, whereas kapha dominant people fare better with dry, light, and warm food.

Fruits and light food are the best dietary options for the Sick, recuperating, and the old. But a young wrestler with a pitta dominant constitution needs heavy food to quench his strong digestive fire.

Summary

Upyokta means the consumer. This factor defines the usage of food according to individual factors like body type, health status, age, digestive capacity, etc.

The Mango Example

Let us try to understand all eight factors with the example of mango

  1. Prakrati (Natural Nutritious Qualities)

The ripe mango is naturally sweet, moisturizing, heavy, and cool.

  1. Karan (Preparation)

Aamavat is a traditional mango preparation. It is a naturally sweet mango bar, prepared from sun-dried mango juice. Due to the sun-drying process, Aamavat becomes lighter compared to mango fruit. It is a natural appetizer. With its natural sweetness, Aamavat helps to balance vata dosha. It is also beneficial for excessive thirst, nausea, etc. Aamavat is also a natural laxative. Therefore, it helps to balance pitta.

  1. Sanyog (Combination)

According to Bhav Prakash Nighantu, a combination of mango and milk is sweet, heavy, and cool. It is a tonic, appetizer, energizer that also helps to enhance skin tone!

  1. Rashi (Quantity)

Excessive intake of a sweet ripe mango is normally harmless. It may cause slight loose motions. However, excessive intake of raw mango can cause severe problems. It can lead to indigestion, intermittent fever, blood disorders, constipation, and eye disorders. Therefore, quantity makes a huge difference in the metabolic impact of a food item.

  1. Desh (Habitat)

There are more than 1000 varieties of mango found across India. However, Ayurveda says that the local variety is the best for the natives. Therefore, if you stay in south India, Baganpalli is a healthier option for you compared to Dashahari mango from the north.

  1. Kaal (Time)

Natural mango is the seasonal fruit for summer. But genetically modified varieties of mango are available throughout the year. These unnatural fruits may bring more harm to the body than nutrition.

  1. Upyogsanstha (Usage Directions)

Bhav Prakash Nighantu talks about the special benefits of sucking a mango. If you suck a juicy mango rather than chewing it, the process of sucking enhances the beneficial impact of mango. It is a better appetizer and lighter to digest compared to chewed mango.

  1. Upyokta (Consumer)

Ripe mango is excellent for esp. for vata prakrati people as it helps to balance vata dosha. It is great for people suffering from debility, malnutrition, low weight, blood disorders, etc.

Take Away

Ayurveda describes eight vital factors that govern the impact of food on our bodies. These factors together are called Ahaar Vidhi Visheshayatana (special aspects of food consumption). They are Prakrati (Natural Nutritious Qualities), Karan (Preparation), Sanyog (Combination), Rashi (Quantity), Desh (Habitat), Kaal (Time), Upyogsanstha (Usage Directions), and Upyokta (Consumer).

Information about these factors can help you to choose the ideal food according to your body type, and health conditions. Besides, these factors can also help you to consume good food in the right manner. The bottom line is – with the help of these eight factors, you can get the best of your food and avoid food-related negative consequences.

Mother Nature always strikes the perfect balance of required nutrition, regardless of the place and time. Therefore, the food that grows closest to you naturally is the best. No need to run after exotic imported food items. Besides, every season comes with its natural food production. This seasonal food helps the natives to adjust to the seasonal changes. Besides, Ayurveda prescribes usage guidelines and ways to choose the ideal food based on body types.

The bottom line is – choose seasonal, organic, and local food. Use it in the Ayurvedic manner according to your body type.

I hope that this information brings you best of health and prosperity.

Dr. Kanika Verma
Dr. Kanika Verma is an Ayurvedic physician in India. She studied Ayurvedic Medicine and Surgery at Govt Ayurveda College in Jabalpur and graduated in 2009. She earned additional degrees in management and worked for Abbott Healthcare from 2011-2014. During that period, Dr. Verma used her knowledge of Ayurveda to serve charitable organizations as a healthcare volunteer.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

For security, use of Google's reCAPTCHA service is required which is subject to the Google Privacy Policy and Terms of Use.

I agree to these terms.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Sign up for a FREE course to enjoy a lifetime of health

Vedic Science of Life

  • 30 Days of yoga
  • 30 Days of Meditation
  • Ayurveda for Beginners
Sign Up Now