Типы доши в Аюрведе - Вата, Питта и Капха

виды доши

Введение

В предыдущем блоге мы рассмотрели концепцию доша в деталях. Дошаs - это метаболические паттерны, которые управляют нашим метаболизмом. Это фундаментальные концепции Аюрведы.

Дошаs формируют наши тела и умы. Дошаs являются определяющими факторами для идеальной диеты, образа жизни, профилактики и лечения человека. Вот почему так важно понимать доша концепция.

Виды Доша

Есть 3 вида дошаs:

ВатаДоша

Слово Вата происходит от санскритского корня «va”, Что означает скорость, движение или энтузиазм. Ватадошакинетическая энергия в теле. Произвольные и непроизвольные движения в теле контролируются вата. Таким образом, вата управляет всеми функциями организма, основанными на действиях, начиная с движения века до перистальтики кишечника. Это хозяин всех движений, происходящих в теле.

Это самый мощный из всех 3-х дошаs. Ватадоша регулирует нервную систему организма. Ватадошавызывает такие психические качества, как гиперактивность, быстрота, разговорчивость, быстрое схватывание и короткую память.

Вата невидим, но производит видимые эффекты. Давайте сравним доша система в отдел уборки в офисе. Отдел уборки незаметен, так как работает в основном после закрытия офиса. Но его наличие можно отметить чистотой и порядком в офисе.

Свойства Ваты:

Рукша (Сухой)

Лагху (свет)

Шита (холодный)

Хара (грубый)

Шукшма (возвышенный)

Чалая (Мобильный)

Свойства доша это характеристики, которые он производит в результате своего действия. Это также означает факторы, которые могут увеличить этот конкретный доша. Теперь, если мы посмотрим на свойства вата, это факторы, увеличивающие вата система в организме. Например, переохлаждение, чрезмерная физическая нагрузка (подвижность), очень легкая / сухая пища, грубая (сырая / твердая) пища могут вызвать избыток вата и нарушить баланс трех дошас. С другой стороны, увеличилось вата может оказывать аналогичное воздействие на тело, например, шероховатость / сухость кожи, чувство холода (неправильное регулирование температуры), слабость / худоба в теле и боль в теле.

Обитель Ваты

Обитель доша это та часть тела, в которой он доминирует. Обитель вата это область таза, толстый кишечник, уши, кожа, области ниже талии, такие как органы мочевыделительной системы, кости и конечности. Основная обитель вата это толстый кишечник.

Заключение

Ватадоша сухой, легкий, прохладный, грубый, возвышенный и подвижный. Это биофизическая энергия, которая управляет всеми движениями внутри тела, будь то бег или хлопанье веком.

ПиттаДоша

Слово "Питта”Означает создание тепла, трансформацию или изменение цвета из-за повторения / покаяния / активности, подобно тому, как огонь возникает при трении двух камней. Питтадоша отвечает за все виды тепловых и химических превращений, происходящих в организме. Питта отвечает за пищеварение, зрение (химические реакции в клетках палочек и колбочек глаза), терморегуляцию и регуляризацию химического состава жидкостей организма (особенно крови). Такие умственные качества, как храбрость, хватка и гнев, в значительной степени производятся ПиттаДоша.

Доша в аюрведе

Свойства питты

Саснеха(Влажный / жирный)

Тикшна (Острый / проникающий)

Ушна (горячей)

Лагху (свет)

Вишра гандха (неприятный запах)

Сара (распространение)

Драва (жидкий / расплавленный)

Благодаря маслянистым, проникающим и горячим характеристикам, Питта способствует пищеварению и всевозможным химическим / тепловым реакциям в организме. Он разлагает тяжелые вещества до их более легкой формы. Питта обеспечивает текучесть жидкостей организма, таких как кровь, лимфа и т. д. Это помогает в усвоении (распределении) пищи по всему телу.

С другой стороны, чрезмерное воздействие этих Питта факторы, влияющие на диету, образ жизни или психические черты, такие как гнев, могут вызвать Питтадоша выйти из нормального сбалансированного состояния. Избыточное тепло может вызвать кислотность и вызвать воспаление в организме. Очень легкая пища может вызвать пищеварительный огонь, обжигающий ткани тела и вызывающий язвенную болезнь. Алкоголь очень быстро распространяется в Питта доминирующее тело по сравнению с другими. Эти свойства также отражаются в характеристиках Питта доминирующая личность.

Обитель питты

Питта находится в частях тела вблизи военно-морского региона. Основная обитель питта это тонкий кишечник, в котором происходит основная часть процесса пищеварения. Другие места Питта преобладают желудок (пептические кислоты), пот, лимфатическая / тканевая жидкость, кровь, глаза, кожа (образование слоев кожи, меланин и кожный жир).

Заключение

Питтадошамаслянистый, острый, горячий, легкий, жидкий и издает отчетливый запах тела. Это биофизическая энергия, отвечающая за все тепловые операции или химические реакции внутри тела.

Капхадоша

Капхадоша это главный фактор нашего физического существования. Слово "КапхаОзначает «тот, который расширяется при контакте с водой». Капхадоша отвечает за наличие веществ и жидкостей в нашем организме и поддерживает организм гидратированным. Капхадоша поддерживает смазку и интеграцию в суставах тела. Он поддерживает тканевую жидкость, которая питает тело. Капха отвечает за исцеление и восстановление сил. Это обеспечивает рост и замену клеток. Капха это главный фактор силы и выносливости тела. Он формирует массу мышц тела. Капха отвечает как за физическую, так и за психическую стабильность. Капхадоша отвечает за такие умственные качества, как прощение, мир, терпение и настойчивость.

Свойства Капхи

снигдха(елейный)

Шита(холодный)

Guru (тяжелый)

Манда (медленный)

Шлакшна (слизистый / слизистый)

Мрицна (липкий)

Стхира (стабильный)

Благодаря таким свойствам, как маслянистость, стабильность и тяжесть, Капха поддерживает и смазывает огромные массы мышц, суставов и поддерживающих структур. Он помогает нормализовать температуру тела, поглощая избыточное тепло. То слизь присутствует в организме благодаря Капхадоша помогает защитить внешний слой каналов, присутствующих в теле. Это включает слизистую носа и кишечник. Слой жира защищает органы тела от ударов и смещения. Слизь в пищеварительном тракте облегчает движение пищи и запускает пищеварительный процесс. Все перечисленные выше свойства помогают Капхадоша правильно выполнять свои функции.

Обитель Капхи

Доминирующие области для Капхадоша грудная клетка, горло, голова, поджелудочная железа, суставы, желудок, язык, тканевая жидкость (раса), жир и носовой канал. Основной сайт для Капхадоша is Ура-Прадеш или в области груди.

Заключение

Капхадоша маслянистый, холодный, тяжелый, медленный, слизистый, липкий и устойчивый. Это паттерн обмена веществ, который питает и омолаживает тело.

отнимать

Существует три типа дошавата, Питтаи капха. Как три ножки табурета, эти дошаобразуют идеальный баланс обмена веществ. Их контрастирующие свойства и места действия помогают им эффективно уравновешивать друг друга.

Это краткое описание доша, их сайт и их свойства. Я надеюсь, что это поможет вам получить общее представление о доша концепция. Однако, если вы заинтересованы в изучении подлинной Аюрведы, я предлагаю вам попробовать прочитать ЧаракСамхита для лучшего контекста и более полной информации.

Д-р Каника Верма
Доктор Каника Верма - аюрведический врач из Индии. Она изучала аюрведическую медицину и хирургию в Govt Ayurveda College в Джабалпуре и окончила ее в 2009 году. Она получила дополнительные степени в области менеджмента и работала в Abbott Healthcare с 2011 по 2014 годы. В течение этого периода доктор Верма использовала свои знания Аюрведы для обслуживания благотворительных организаций в качестве добровольца в сфере здравоохранения.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены * *

Этот сайт использует Akismet для уменьшения количества спама. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Написать сообщение

The Types of Dosha in Ayurveda – Vata, Pitta, and Kapha

types of dosha

Introduction

In the previous blog, we looked at the concept of dosha in detail. Doshas are the metabolic patterns that run our metabolism. They are the fundamental concepts of Ayurveda.

Doshas frame our bodies and minds. Doshas are the defining factors for the ideal diet, lifestyle, prevention, and treatment of an individual. That’s why it is crucial to understand the dosha concept.

Types of Dosha

There are 3 kinds of doshas:

VataDosha

The word Vata emerges from the Sanskrit root “va”, which denotes speed, motion, or enthusiasm. Vatadoshais the kinetic energy in the body. Voluntary as well as involuntary motion in the body is controlled by vata. Therefore, vata governs all the action-based functions of the body, right from batting of the eye-lid to peristalsis in the intestines. It is the master of all motion happening in the body.

It is the most powerful of all 3 doshas. Vatadosha regulates the nervous system of the body. Vatadoshacauses mental traits like hyperactivity, quickness, talkativeness, quick grasping and short memory.

Vata is invisible but produces visible effects. Let us compare the dosha system to the cleaning department in an office. The cleaning department is invisible as it works mostly after the office is closed. But its presence can be marked by the cleanliness and orderliness in the office.

Properties of Vata:

Ruksha (Dry)

Laghu (light)

Sheeta (cold)

Khara (rough)

Shukshma (sublime)

Chala (mobile)

Properties of a dosha are the characteristics that it produces as a result of its action. It also signifies the factors that can increase that particular dosha. Now if we look at the properties of vata, these are the factors that increase the vata system in the body. For example, excess cold, excess exercise (mobility), very light/dry food, rough(uncooked/hard) food can cause excess vata and disturb the balance of the 3 doshas. On the other hand, increased vata can produce similar effects on the body, for example, roughness/dryness in the skin, feeling of cold (improper temperature regulation), weakness/thinness in the body, and body pain.

Abode of Vata

The abode of a dosha is the part of the body in which it is dominant. The abode of vata is the pelvic region, large intestine, ears, skin, regions below the waist like organs of the urinary system, bones, and limbs. The primary abode of vata is the large intestine.

Summary

Vatadosha is dry, light, cool, rough, sublime, and mobile. It is the biophysical energy that governs all motion inside the body, whether it is running or batting of an eyelid.

PittaDosha

The word “Pitta” means the creation of heat, transformation, or change in color because of repetition/penance/activity, like the way a fire is produced by rubbing two stones. Pittadosha is responsible for all kinds of heat and chemical transformations happening in the body. Pitta is responsible for digestion, vision (chemical reactions in rods and cones cells in the eye), thermal regulation, and regularization of the chemical composition of body fluids (especially blood). Mental traits like courage, grasping acumen, and anger, are produced prominently by PittaDosha.

Dosha in ayurveda

Properties of pitta

Sasneha(Moist/oily)

Tikshna (Sharp/penetrating)

Ushna (hot)

Laghu (light)

Visra gandha (unpleasant smell)

Sara (spreading)

Drava (fluid/melted)

Because of its unctuous, penetrating, and hot characteristics, pitta aids in digestion and all kinds of chemical/heat-based reactions in the body. It disintegrates the heavy substances to their lighter form. Pitta ensures fluidity of body liquids like blood, lymph, etc. It helps in the assimilation (spreading) of the nutrition in the entire body.

On the other hand, excess exposure to these pitta enhancing factors through diet, lifestyle or mental traits like anger can cause the pittadosha to get deranged from its normal balanced state. Excess heat can cause acidity and trigger inflammation in the body. Very light food can cause the digestive fire to burn the body tissues and cause peptic ulcers. Alcohol spreads very fast in the pitta dominant body as compared to the others. These properties are also reflected in the characteristics of a pitta dominant person.

Abode of pitta

Pitta resides in body parts near the naval region. The primary abode of the pitta is the small intestine where the major part of the digestive process takes place. Other places of pitta dominance are the stomach (peptic acids), sweat, lymph/ tissue fluid, blood, eyes, skin (formation of skin layers, melanin, and sebum.)

Summary

Pittadoshais oily, sharp, hot, light, liquid, and produces a distinct body odor. It is the biophysical energy responsible for all heat transactions or chemical reactions inside the body.

Kaphadosha

Kaphadosha is the main factor of our physical existence. The word “Kapha” means ‘the one that expands in contact with water.’ Kaphadosha is responsible for the presence of matter and fluids in our body and keeps the body hydrated. Kaphadosha maintains lubrication and integration in the body joints. It maintains the tissue fluid that nourishes the body. Kapha is responsible for healing and recuperation. It ensures cell growth and replacement. Kapha is the primary factor for the strength and stamina in the body. It forms the mass of muscles in the body. Kapha is responsible for physical as well as mental stability. Kaphadosha is responsible for mental traits like forgiveness, peace, patience, and persistence.

Properties of Kapha

Snigdha(unctuous)

Sheeta(cold)

Guru (heavy)

Manda (slow)

Shlakshna (slimy/mucus-like)

Mritsna (sticky)

Sthira (stable)

With the help of properties like oiliness, stability, and heaviness, Kapha maintains and lubricates the huge masses of muscles, joints, and supporting structures. It helps to regularize the body temperature by absorbing the excess heat. The mucus present in the body by the virtue of Kaphadosha helps to protect the external layer of the channels present in the body. This includes the nasal mucosa and intestinal tract. The layer of fat protects the body organs from shock and displacement. Mucus in the alimentary canal facilitates the movement of food and ignites the digestive process. All the above properties help Kaphadosha perform its functions properly.

Abode of Kapha

The dominant areas for Kaphadosha are the chest, throat, head, pancreas, joints, stomach, tongue, tissue fluid (rasa), fat, and nasal canal. The primary site for Kaphadosha is Ura Pradesh or the chest region.

Summary

Kaphadosha is oily, cold, heavy, slow, slimy, sticky, and stable. It is the metabolic pattern that nourishes and rejuvenates the body.

Take Away

There are three types of doshavata, pitta, and kapha. Like the three legs of a stool, these doshas form a perfect balance in metabolism. Their contrasting properties and sites of action help them to effectively balance each other.

This is a brief description of dosha, their site, and their properties. I hope that helps you to gain a basic understanding of the dosha concept. However, if you are interested in exploring authentic Ayurveda, I suggest that you try reading CharakSamhita for better context and more comprehensive information.

Dr. Kanika Verma
Dr. Kanika Verma is an Ayurvedic physician in India. She studied Ayurvedic Medicine and Surgery at Govt Ayurveda College in Jabalpur and graduated in 2009. She earned additional degrees in management and worked for Abbott Healthcare from 2011-2014. During that period, Dr. Verma used her knowledge of Ayurveda to serve charitable organizations as a healthcare volunteer.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

For security, use of Google's reCAPTCHA service is required which is subject to the Google Privacy Policy and Terms of Use.

I agree to these terms.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.