fbpx

Пранаяма: руководство по дыханию для начинающих

Что такое пранаяма? Как практиковать? Преимущества

пранаяма

Наш путеводитель по традиционным дыхательным практикам хатха Йога.

Для многих то, что на Западе стало известно как «йога», представляет собой систему сложных физических поз, называемых асана, которые связаны друг с другом дыханием.

На самом деле, этот тип йоги является лишь небольшой частью того типа йоги, который называется хатха Йога. Хотя Асана играет важную роль в традиционной хатха Йога практике, как правило, предполагалось, что она будет предшествовать ряду дыхательных и медитативных техник, известных как Пранаяма, которые считались более продвинутой практикой.

Хотя современная практика йоги поддерживает важную и мощную связь с дыханием, это отдельная, сидячая практика. Пранаяма Практика не только приносит многочисленные преимущества для здоровья, как физического, так и психического, но также позволяет практикующему погрузиться в глубокие состояния медитации где становятся возможными так называемые «высшие ступени» йоги.

Что такое пранаяма?

что такое прайанама

Пранаяма слово на древнем санскрите, состоящее из комбинации двух слов: Прана и Аяма.

Аяма имеет относительно простое значение, т. расширить.

Прана немного сложнее. Самым поверхностным переводом будет просто назвать это «дыханием». Однако, Прана означает нечто гораздо более глубокое. Это энергия нашего тонкого тела, наша жизненная сила, средство передвижения между нашим сознанием и материальным миром.

Так что не только Пранаяма означают расширение дыхания, но это также означает распространение нашей энергии, нашей жизненной силы и нашего сознания по всему нашему физическому телу и вовне. Мы используем дыхание, чтобы использовать силу нашего разума.

Для развития этой способности существует ряд техник, описанных в классических текстах, особенно в Хатха-йога Прадипике, выращивание Геранда Самхита, и Шива Самхита.

Большинство из них доступны обычному человеку, если к ним подойти с должным терпением и заботой. Здесь мы наметим базовую последовательность этих техник, которые вы можете практиковать дома.

Как начать Пранаяма Практика

Перед началом нового Пранаяма практика есть несколько важных вещей, чтобы рассмотреть.

Помните, что поначалу эти техники могут быть немного интенсивными. Рекомендуется, чтобы, если у вас есть какие-либо хронические заболевания любого рода, проконсультироваться с врачом перед началом.

Таким образом, Пранаяма может привести вас в измененное состояние сознания, поэтому важно, чтобы вы позволили себе короткий период восстановления и не садились за руль автомобиля и не работали с механизмами сразу после этого.

Старайтесь практиковаться в тихом месте, где вас никто не потревожит, и обязательно подождите не менее 3 часов после еды. Первым делом утром обычно лучше всего.

Если не указано иное, Пранаяма всегда делается через нос, а не рот.

Если в какой-то момент во время тренировки Пранаяма вы начинаете чувствовать головокружение, тошноту или тревогу, немедленно остановитесь и лягте на спину, пока ваше равновесие не вернется в норму.

Пять самых эффективных Пранаяма Насыщенность

5 самых эффективных техник пранаямы

Когда начинается Пранаяма практика, сначала примите положение со скрещенными ногами на полу. Может быть полезно сесть на блок или подушку, чтобы приподнять бедра и позволить им расслабиться. Также может быть полезно подложить опору под колени, если есть какое-либо напряжение или давление.

Сядьте очень прямо, тянитесь макушкой к потолку и держите подбородок на уровне пола.

Потратьте несколько минут, чтобы дыхание успокоилось, и просто понаблюдайте за своим обычным дыханием в течение нескольких минут. Если вы столкнулись с каким-либо напряжением в физическом теле, сознательно отпустите его, задействовав ровно столько мышц, сколько вам нужно, чтобы сесть прямо и глубоко дышать.

Дирга Пранаяма, Простое трехчастное дыхание

Также известное как «Йогическое дыхание». Дирга Пранаяма лежит в основе большинства других форм Пранаяма поэтому важно освоить его, прежде чем переходить к более сложным приемам.

Это также мощная техника сама по себе и очень эффективная. Пранаяма практика может просто включать в себя долгий отрезок медленного, глубокое йогическое дыхание. Фактически, в одних традициях другие Пранаяма техники просто предназначены для поддержки и усиления дыхания, специально для того, чтобы углубить и удлинить практику простого йогического дыхания.

Техника проста, но чтобы овладеть ею, могут потребоваться годы практики.

1. На вдохе вдыхайте сначала животом, расширяя живот. Как только живот наполнится, начните расширяться в верхнюю часть грудной клетки, позволяя грудной клетке раскрыться. Как только грудная клетка полностью расширится, вдохните еще немного, чтобы почувствовать легкое расширение через ключицу.

2. На выдохе выполните предыдущее движение в обратном порядке. Слегка сожмите грудь, прежде чем втягивать живот к позвоночнику. Старайтесь, чтобы выдох был не короче вдоха. Полностью выдохните, прежде чем снова вдохнуть.

Сначала уместно просто совместить длину выдоха с длиной вдоха. Однако через некоторое время обычно рекомендуется, чтобы выдох был в два раза больше вдоха.

кумбхака, Задержка дыхания

Eрасширяясь на простом йогическом дыхании, действие кумбхака, или задержка дыхания, считается самой важной частью традиционной Пранаяма упражняться. Говорят, что если вы сможете остановить дыхание на достаточно долгое время, вы также сможете остановить мыслеформы, отвлекающие от состояния истинной медитации.

Очень важно быть терпеливым во время практики кумбхака. Если дыхание задерживается слишком долго, прежде чем практикующий будет готов, симпатическая нервная система может стать чрезмерно возбужденной, что приведет к чувству паники или дезориентации.

Начните с практики простого йогического дыхания в течение нескольких циклов.

1. Когда будете готовы, после следующего вдоха задержите дыхание в верхней точке вдоха. При этом держите живот расслабленным. Примерно через 5 секунд медленно выдохните с контролем.

2. В конце выдоха задержите дыхание в самом низу выдоха. Сначала уместно оставить живот расслабленным. Однако через некоторое время желательно втянуть живот вверх и к позвоночнику, задержав выдох. Это известно как Уддияна Бандха.

Практикуя йогическое дыхание таким образом, важно не жертвовать продолжительностью вдоха и выдоха ради продолжительности задержки. Если дыхание кажется учащенным или после задержки возникает чувство паники, то задержка слишком длинная.

капалабхати, Дыхание Огня

капалабхати или Breath Of Fire — один из классических крийи, or практики очистки, хатха Йога. Считается, что он разжигает огонь пищеварения и приносит энергию в тазовую область тела, способствуя фертильности и сексуальной потенции.

1. Сделайте полный вдох, затем полный выдох. Вдохните на полпути, расширяясь только за счет живота, затем начните.

2. в капалабхати, воздух выдыхается быстро, подтягивая живот к позвоночнику короткими рывками вверх. После каждого выдоха можно сделать естественный вдох, просто расслабив мышцы живота.

3. Продолжайте дышать таким образом, пока это удобно. Первоначально 60 секунд более чем достаточно. Однако с практикой большинство из них сможет поддерживать технику в течение длительного периода времени.

4. Когда капалабхати завершен, полностью выдохните и выполните задержку дыхания в нижней точке дыхания. Вдохните медленно, контролируя дыхание, а также выполняйте задержку дыхания в верхней точке дыхания.

5. Вернитесь к нормальному дыханию или выполните дополнительные циклы капалабхати.

Хотя опытные специалисты могут выполнить капалабхати более или менее на неопределенный срок важно регулярно выполнять задержки, чтобы стабилизировать уровень углекислого газа в крови.

Нади Шодхана, Альтернативное дыхание через ноздри

Попеременное дыхание через ноздри, известное как Нади Шодхана or Анулома Вилома на санскрите является важным Пранаяма техника, которая чрезвычайно эффективна для стимуляции парасимпатической нервной системы, режима отдыха и перезарядки нашего тела.

Это отличное упражнение, которое можно делать перед сном или во время беспокойства или стресса.

1. Поместите указательный и средний пальцы между бровями и положите большой палец на правую ноздрю. Безымянный палец ляжет на левую ноздрю.

2. Закройте правую ноздрю большим пальцем, медленно и спокойно вдыхая через левую ноздрю.

3. Закройте обе ноздри и ненадолго задержите дыхание в верхней части вдоха.

4. Откройте правую ноздрю и медленно и спокойно выдохните.

5. В конце выдоха держите правую ноздрю открытой и медленно и тихо вдыхайте.

6. Закройте обе ноздри и ненадолго задержите дыхание в верхней части вдоха.

7. Откройте левую ноздрю и медленно и спокойно выдохните. Это один раунд Нади Шодхана.

Бхастрика пранаяма, Дыхание мехов

В этой мощной технике воздух вдыхается и выдыхается быстро. Это производит прилив энергии и жизненных сил и отлично подходит для борьбы с вялостью или ленью в теле. Если делать это в течение длительного времени, это может вызвать измененное состояние сознания, которое, как говорят, помогает практикующим получить доступ к глубоким состояниям медитации.

1. Полностью вдохните, затем полностью выдохните, затем начните.

2. Начните вдыхать и выдыхать, используя умеренно быстрые, но глубокие вдохи, полностью расширяя живот на вдохе и активно втягивая живот к позвоночнику на выдохе. Можно также расширять и сжимать грудную клетку.

Скорость дыхания должна быть ниже, чем капалабхати, но быстрее обычного. Повторите 20 раз.

3. В конце последнего выдоха закройте левую ноздрю, как в Нади Шодхана и медленно вдохните через правую ноздрю. В верхней точке вдоха закройте обе ноздри и задержите дыхание. Откройте левую ноздрю и медленно выдохните, стараясь, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха.

4. В конце выдоха вернуться к нормальному дыханию или выполнить дополнительные циклы Бхастрика.

Преимущества Пранаяма

Множество преимуществ Пранаяма их слишком много, чтобы перечислять здесь, и они варьируются от физического до эмоционального и вплоть до тонкого духовного уровня.

В последнее время появляется все больше и больше научных доказательств этих преимуществ. Вы можете прочитать статью, обобщающую эти различные исследования, здесь.

Вот краткий список некоторых из наиболее важных преимуществ Пранаяма:

1. Снижение беспокойства и депрессии

Было показано, что медленное глубокое брюшное дыхание стимулирует парасимпатическую нервную систему, дает отдых телу и восстанавливает настроение. Это может помочь значительно уменьшить симптомы тревоги и депрессии.

пранаяма

Есть также свидетельства того, что Пранаяма может снизить выработку гормонов стресса кортизола и адреналина, что приводит к улучшению релаксации.

2. Улучшение функции легких

Глубокое брюшное дыхание втягивает воздух в нижнюю часть легких, где кровь имеет тенденцию скапливаться из-за действия гравитации. Это создает более эффективный обмен кислорода в крови и, как считается, поддерживает здоровье этой ткани.

Появляются также некоторые новые научные данные о том, что регулярное Пранаяма практика оказывает положительное влияние на респираторные заболевания, связанные с воспалением, такие как ХОБЛ и астма

3. Улучшение режима сна

определение пранаямы
pixabay.com

Стимулируя парасимпатическую нервную систему и снижая выработку гормонов стресса, Пранаяма Также было показано, что он улучшает как качество, так и продолжительность сна.

4. Улучшение когнитивных функций

Пранаяма было показано, что в мозгу увеличивается количество бета-, альфа- и тета-волн, в частности, с помощью методов, которые увеличивают частоту дыхания, таких как капалабхати. Бета-волны связаны с критическим мышлением и решением проблем, а тета-волны связаны с творчеством.

5. Может снизить или стабилизировать артериальное давление

Медленное, глубокое дыхание с короткой задержкой дыхания способствует снижению артериального давления. Хотя обычно рекомендуется, чтобы люди с хронической гипертонией обращались за советом к медицинскому работнику, прежде чем предпринимать какие-либо меры. Пранаяма На практике это может помочь снизить или стабилизировать артериальное давление, хотя еще неизвестно, насколько долговременными будут эти эффекты.

Выводы

Пранаяма это отличный способ углубить свою практику йоги и улучшить физическое и психическое здоровье.

Традиционно, однако, предполагается, что этому обучают непосредственно от учителя к ученику, так что тонкости практики могут быть объяснены, а техники адаптированы к каждому человеку.

Один из наших многочисленных тренингов для учителей может обеспечить идеальную учебную среду для углубления вашего понимания этих методов. Наши инструкторы являются практиками на протяжении всей жизни, и у нас есть подтвержденный послужной список высококачественного обучения йоге.

Откройте для себя невероятную силу осознанного дыхания и отправляйтесь в преобразующее путешествие, чтобы улучшить свое психическое, эмоциональное и физическое благополучие с помощью нашего всеобъемлющего Курс пранаямы и дыхания предлагает целостный подход к использованию потенциала вашего дыхания.

Мира Уоттс
Мира Уоттс — владелица и основатель Siddhi Yoga International. Она известна во всем мире своим идейным лидерством в индустрии здорового образа жизни и вошла в топ-20 международных блогеров о йоге. Ее статьи о целостном здоровье публиковались в Elephant Journal, CureJoy, FunTimesGuide, OMtimes и других международных журналах. В 100 году она получила награду «2022 лучших предпринимателей Сингапура». Мира — учитель йоги и терапевт, хотя сейчас она в основном занимается ведением Siddhi Yoga International, ведет блог и проводит время со своей семьей в Сингапуре.

Ответы

Этот сайт использует Akismet для уменьшения количества спама. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Форма обратной связи

  • Это поле для целей проверки и должны быть оставлены без изменений.

Связаться в WhatsApp

Pranayama: Beginner’s Guide to Breathing

What is Pranayama? How to Practice? Benefits

pranayama

Our guide to the traditional breath practices of Hatha Yoga.

For many, what has come to be known as “Yoga” in the West is a system of challenging physical postures called asana, that are linked together by the breath.

In actual fact, this type of Yoga is merely a small part of a type of Yoga called Hatha Yoga. Though Asana plays an important role in a traditional Hatha Yoga practice, it was generally intended to precede a number of breathing and meditation techniques known as Pranayama, which were seen as being the more advanced practice.

Though modern yoga practice does maintain an important and powerful connection with the breath, a stand-alone, seated Pranayama practice not only has numerous health benefits, both physical and mental, but it also allows the practitioner to sink into deep states of meditation where the so-called “higher limbs” of Yoga become possible.

What is Pranayama?

what is prayanama

Pranayama is a word in the ancient Sanskrit language which is made up of a combination of two words: Prana and Ayama.

Ayama has a relatively simple meaning, it means to extend.

Prana is a bit more complicated. The most superficial translation simply be to call it “the breath.” However, Prana means something much deeper. It is the energy of our subtle body, our life force, the vehicle between our consciousness and the material world.

So not only does Pranayama mean to extend the breath, but it also means to extend our energy, our life-force, and our consciousness throughout our physical body and out into the world. We use the breath to harness the power of our minds.

In order to develop this capacity, there are a number of techniques that have been outlined in the classical texts, most notably in the Hatha Yoga Pradipika, the Gheranda Samhita, and the Shiva Samhita.

Most of them are accessible to the average person, provided they are approached with due patience and care. Here we will outline a basic sequence of these techniques that you can practice at home.

How To Start A Pranayama Practice

Before starting a new Pranayama practice there are a few important things to consider.

Remember that these techniques can be a bit intense at first. It is recommended that if you have any chronic health conditions of any kind to please consult a health professional before starting.

Also, Pranayama has the potential to place you in an altered state of awareness, so it is important that you allow yourself a brief recovery period and don’t drive a vehicle or operate machinery immediately afterward.

Try to practice in a quiet place where you won’t be interrupted and make sure to wait at least 3 hours after eating. The first thing in the morning is usually best.

Unless otherwise specified, Pranayama is always done through the nose, rather than the mouth.

If at any point while you are practicing Pranayama you begin to feel light-headed, nauseous, or anxious, stop immediately, and lie down on your back until your equilibrium returns to normal.

Five Most Effective Pranayama Techniques

5 most effective pranayama techniques

When beginning a Pranayama practice, first assume a cross-legged position on the floor. It may be helpful to sit on a block or a pillow to elevate the hips and allow them to release. It may also be helpful to place some support under the knees if there is any tension or pressure.

Sit up very straight, reaching the crown of the head towards the ceiling, and keep the chin level with the floor.

Take a few moments to allow the breath to settle and simply observe the quality of your normal resting breath for a few minutes. If you encounter any tension in the physical body, consciously release it, using only as much muscular engagement as you require to sit up straight and breathe deeply.

Dirga Pranayama, The Simple 3 Part Breath

Otherwise known as the “Yogic breath,” Dirga Pranayama is the basic foundation of most other forms of Pranayama so it is important to master it before proceeding on to more complicated techniques.

It is also a powerful technique in its own right and a highly effective Pranayama practice could simply include a long stretch of slow, deep Yogic breathing. In fact, in some traditions, the other Pranayama techniques are simply meant to support and strengthen the breath specifically to deepen and lengthen the practice of simple Yogic breathing.

The technique is simple but can take years of practice to really master.

1. On your inhale, breathe first into the abdomen, expanding through the belly. Once the belly is full, begin expanding into the upper chest, allowing the ribcage to open. Once the ribcage is fully expanded, breathe in slightly more so that you feel a slight expansion through the collarbone.

2. On your exhale, reverse the previous motion. Slightly contract through the chest before drawing the belly in towards the spine. Try to make the exhale at least as long as the inhale. Exhale completely before inhaling again.

At first, it is appropriate to simply have the length of the exhalation match the length of the inhalation. However, after some time, it is generally recommended that the exhalation be double that of the inhalation.

Kumbhaka, Breath Retention

Expanding on the simple Yogic breath, the act of Kumbhaka, or breath retention, is said to be the most important part of traditional Pranayama practice. It is said that if you can stop the breath for long enough you will also be able to stop the thought forms that distract one from states of true meditation.

It is very important to be patient when practicing Kumbhaka. If the breath is held for too long before a practitioner is ready, the sympathetic nervous system can become excessively stimulated leading to feelings of panic or disorientation.

Begin by practicing the simple Yogic breath for a few rounds.

1. Once you are ready, after the next inhale, hold your breath at the top of the inhalation. Keep the abdomen relaxed while doing so. After 5 seconds or so, exhale slowly with control.

2. At the end of the exhale, hold the breath at the very bottom of the exhale. At first, it is appropriate to leave the abdomen relaxed. However, after some time it is advisable to draw the belly up and in towards the spine while holding the exhalation. This is known as Uddiyana Bandha.

When practicing the Yogic breath in this way, it is important not to sacrifice the length of the inhale and exhale for the length of the retention. If the breath feels rushed or if there is any feeling of panic after retention then the retention is too long.

Kapalabhati, Breath Of Fire

Kapalabhati or Breath Of Fire is one of the classic kriyas, or purification practices, of Hatha Yoga. It is thought to stoke the fires of digestion and bring energy into the pelvic region of the body, aiding in fertility and sexual potency.

1. Take a full inhale, then a full exhale. Inhale halfway, expanding only through the abdomen, then begin.

2. In Kapalabhati, the air is exhaled rapidly by drawing the abdomen towards the spine in short upward bursts. After each exhale the inhale is allowed to occur naturally, by simply releasing the muscles of the abdomen.

3. Continue breathing in this way for as long as it is comfortable. Initially, 60 seconds is more than sufficient. However, with practice, most will be able to maintain the technique for extended periods of time.

4. When Kapalabhati is complete, exhale completely and perform breath retention at the bottom of the breath. Inhale slowly with control and perform breath retention at the top of the breath as well.

5. Return to normal breathing or perform additional rounds of Kapalabhati.

Though experienced practitioners may be able to perform Kapalabhati more or less indefinitely, it is important to perform regular retentions in order to stabilize the carbon dioxide levels in the blood.

Nadi Shodhana, Alternate Nostril Breathing

Alternate Nostril Breathing, which is known as either Nadi Shodhana or Anuloma Viloma in Sanskrit, is an important Pranayama technique that is extremely effective at stimulating the parasympathetic nervous system, our body’s rest and recharge mode.

It is a great exercise to do before bed, or in times of anxiety or stress.

1. Place the index and middle finger between your eyebrows and allow the thumb to rest on the right nostril. The ring finger will rest on the left nostril.

2. Close your right nostril with your thumb, inhaling slowly and quietly through the left nostril.

3. Close both nostrils and retain the breath briefly at the top of the inhale.

4. Open the right nostril and exhale slowly and quietly.

5. At the bottom of your exhalation, keep the right nostril open and inhale slowly and quietly.

6. Close both nostrils and retain the breath briefly at the top of the inhale.

7. Open the left nostril and exhale slowly and quietly. This is one round of Nadi Shodhana.

Bhastrika Pranayama, Bellows Breath

In this powerful technique, the air is inhaled and exhaled rapidly. This produces a burst of energy and vitality and is great to combat sluggishness or laziness in the body. If done for long periods, it can produce an altered state of consciousness that is said to help practitioners to access deep states of meditation.

1. Inhale completely, then exhale completely, then begin.

2. Begin inhaling and exhaling using moderately fast but deep breaths, actively expanding completely through the belly on the inhale, and actively drawing the belly in towards the spine on the exhale. It may be possible to expand and contract through the chest as well.

The speed of the breath should be slower then Kapalabhati, but faster than normal. Repeat 20 times.

3. At the end of the final exhalation, close the left nostril like in Nadi Shodhana and breathe in slowly through the right nostril. At the top of the inhale, close both nostrils and retain the breath. Open the left nostril and slowly exhale, trying to keep the exhale double the length of the inhale.

4. At the end of the exhale return to normal breathing or perform additional rounds of Bhastrika.

The Benefits of Pranayama

The many benefits of Pranayama are too numerous to list here, and range from the physical, to the emotional, and down to the subtle spiritual level.

Lately, there has been more and more scientific evidence for these benefits. You can read an article summarizing these various studies here.

Here is a shortlist of some of the most important benefits of Pranayama:

1. Reduced Anxiety and Depression

Slow, deep, abdominal breathing has been shown to stimulate the parasympathetic nervous system, the body’s rest and recharge mood. This can help to significantly reduce the symptoms of anxiety and depression.

pranayam

There is also evidence that Pranayama can reduce the production of the stress hormones cortisol and adrenaline, leading to improved relaxation.

2. Improved Lung Function

Deep abdominal breathing draws air into the lowest part of the lungs, where blood tends to pool due to the effects of gravity. This creates a more efficient exchange of oxygen in the blood, and is thought to keep this tissue healthy.

There is also some emerging scientific evidence that a regular Pranayama practice has a positive effect on respiratory disorders related to inflammation like COPD and Asthma

3. Improved Sleep Patterns

pranayama definition
pixabay.com

Through stimulating the parasympathetic nervous system and lowering the production of stress hormones, Pranayama has also been shown to improve both the quality and duration of sleep.

4. Increased Cognitive Functioning

Pranayama has been shown to produce an increase in Beta, Alpha, and Theta waves in the brain, in particular through techniques that increase the rate of breathing like Kapalabhati. Beta waves are related to critical thinking and problem solving, while theta waves are related to creativity.

5. May Reduce or Stabilize Blood Pressure

Slow, deep breathing with short breath retention tends to reduce blood pressure. Though it is generally recommended that people with chronic hypertension seek the advice of a health professional before undertaking a Pranayama practice, it may help to lower or stabilize blood pressure, though it remains to be seen how long term these effects are.

Pranayama is a great way to deepen your Yoga practice and experience better physical and mental health.

Traditionally, however, it is meant to be taught directly from teacher to student, so that the subtleties of the practice can be explained and the techniques can be tailored to the individual.

One of our many teacher training can provide the perfect learning environment for deepening your understanding of these methods. Our instructors are life-long practitioners and we have a proven track record of high-quality yoga education. Try one of our courses today.

Meera Watts
Meera Watts is a yoga teacher, entrepreneur, and mom. Her writing on yoga and holistic health has appeared in Elephant Journal, Yoganonymous, OMtimes, and others. She’s also the founder and owner of Siddhi Yoga International, a yoga teacher training school based in Singapore. Siddhi Yoga runs intensive, residential trainings in India (Rishikesh, Goa, and Dharamshala), Indonesia (Bali), and Malaysia (Kuala Lumpur).

Leave a Reply

Your email address will not be published.

For security, use of Google's reCAPTCHA service is required which is subject to the Google Privacy Policy and Terms of Use.

I agree to these terms.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Sign up for a FREE course to enjoy a lifetime of health

Vedic Science of Life

  • 30 Days of yoga
  • 30 Days of Meditation
  • Ayurveda for Beginners
Sign Up Now