Понятие болезни в аюрведе - синонимы аюрведической болезни

Аюрведическая концепция болезни

Введение

Синонимы играют решающую роль в Аюрведе. Для них есть нечто большее, чем просто слова. Они имеют широкий спектр значений в зависимости от контекста. Давайте посмотрим на синонимы слова «болезнь», содержащиеся в различных аюрведических текстах.

Что такое болезнь (вйадхи)?

В Аюрведе есть очень интересное определение «болезни».

Давайте посмотрим на значение слова «вйадхи. » Это слово происходит от другого слова, называемого «АДХИОзначает что-то, что приносит боль. «Вьядхи»Переводится как« то, что заставляет людей чувствовать себя некомфортно при различных типах боли ».

Каждая болезнь беспокоит пациента на нескольких уровнях -

Физиологический

Заболевание нарушает естественный обмен веществ и доставляет дискомфорт. Например, человек, страдающий заболеванием мочевыводящих путей, может страдать от жжения при мочеиспускании.

Физический

Болезнь может вызвать физические проблемы, которые ухудшают общее качество жизни. Например, человек, страдающий ревматоидным артритом, не может нормально ходить.

Психический

Есть два аспекта душевного дискомфорта. Во-первых, болезнь может вызывать психические расстройства или мешать нормальному функционированию мозга. Шизофреники, например, воображают несуществующие сущности. Расстройство также может привести к тревоге и стрессу. Например, диабетики могут беспокоиться о своем здоровье.

Социальные сети

Социальное замешательство может быть результатом болезни. Например, пациенты с витилиго могут чувствовать себя униженными на публике.

финансовый

Болезнь может истощить финансовые активы человека. Например, лечение рака может истощить финансовые ресурсы пациента.

Аюрведические синонимы болезни

На санскрите у слова «болезнь» много интересных синонимов. В каждом случае значение очень разное. Вот некоторые из синонимов болезней согласно Чарак Самхите.

अत्र व्याधिरामयो गद आतंको यक्ष्मा ज्वरो विकारो रोग इत्यनर्थान्तरम्। 

Чарак Нидан Стхан 1/5 

Эти синонимы не просто слова. Они охватывают целый ряд или класс расстройств.

Amaya

Это слово происходит от санскритского корня «amЧто означает болезни. Аюрведа имеет уникальную концепцию любит или метаболические токсины.

любит образуется внутри организма в результате неправильного питания, образа жизни или душевного состояния. Он препятствует естественным физиологическим функциям и в этом процессе вызывает болезни. Он любит также может служить инкубационной площадкой для болезнетворных микроорганизмов.

Все общие расстройства вызывают любит или метаболические токсины на поздних стадиях.

зубило

Слово зубило относится к яду. Болезнь распространяется по телу, как яд, и нарушает жизненно важные метаболические функции. Следовательно, зубило или яд - один из синонимов болезни.

Он любит также сравнивается с ядом. Однако есть разница между любит и зубило. Он любит метаболический токсин. Он формируется внутри тела. Пока, зубило или яд может быть внешним, например, укус змеи или зараженная пища.

Аюрведическая токсикология называется Агад тантра, как Агад это то, что удаляет или нейтрализует зубило (яд).

Атанка

Слово Атанка относится к панике. Этот синоним болезни передает психологическое воздействие расстройства.

Есть два аспекта психологического воздействия расстройств.

Во-первых, все расстройства вызывают у пациента тревогу. Это беспокойство снижает иммунитет и увеличивает бремя болезней.

Во-вторых, тяжелое заболевание может спровоцировать широкомасштабную панику. Паника - это естественная реакция, особенно на смертельные заболевания, такие как рак, СПИД и т. Д. Однако серьезные инфекционные заболевания, такие как атипичная пневмония и COVID-19, могут вызвать социальную панику, которая оказывает огромное влияние на моральный дух людей и общества в целом.

Слово Атанка в первую очередь относится к психическим расстройствам или психосоматическому воздействию физических расстройств.

Синонимы аюрведических болезней

Якшма

Слово Якшма очень близко к слову Шая или ухудшение. Якшма относится к постепенному разрушению или истощению тканей тела.

Есть некоторые заболевания, при которых истощение тканей является основным патологическим исходом. Например, мышечная дистрофия или истощение мышечной ткани - это отдельная группа заболеваний. Рассеянный склероз - это заболевание, характеризующееся постепенным истощением нервной ткани.

Больной туберкулезом страдает сильной слабостью и постепенным ухудшением всех тканей тела. Поэтому его еще называют Радж Якшма, или король болезней истощения тканей!

Джвара

Джвара обычно ассоциируется с лихорадкой. Однако в более широкой перспективе Джвара обозначает воспаление. И есть существенная разница между лихорадкой и воспалением, особенно хроническое воспаление.

Наукой доказано, что хроническое воспаление - самое серьезное из всех заболеваний. При всех заболеваниях есть следы воспаления.

В Аюрведе издавна известно, что Джвара это самое тяжелое расстройство. Это причина, по которой все древние аюрведические тексты помещают его во главе всех болезней. Аюрведа утверждает, что джвар или воспаление сопровождает человека с момента рождения до его смертного одра.

Слово Джвара означает ряд лихорадок, хронического воспаления и других воспалительных заболеваний, таких как СРК, болезнь Крона и т. д. Он также может включать аутоиммунные нарушения с воспалительными симптомами.

Викара

Слово Викара означает «любое отклонение от нормы». Следовательно, все, что нарушает нормальные функции ума, чувств и тела, является Викара.

Викара подобен строительному блоку для беспорядков. Один синдром может включать множество Викара или метаболические нарушения. Например -

Анемия - это Викара. Отсутствие менструации - еще одно отдельное Викара, Эти Викараs могут существовать как отдельные условия. Однако эти и многие другие Викараs также объединяются, чтобы сформировать более сложное заболевание, такое как PCOD.

Викара также относится к уродству. Деформация не может быть активным заболеванием. Однако это ухудшает качество жизни. Например, слепота и полиомиелит стоп являются результатом перенесенных ранее заболеваний, но не являются активными заболеваниями. Тем не менее Викара или уродство серьезно ухудшает качество жизни человека. Следовательно, слепого человека, который в остальном здоровый, нельзя называть больным. Ее можно назвать деформированной или викрит.

Рога

Слово Рога происходит от санскритского корня «губная помада«, Что означает боль. Следовательно, Рогаs - расстройства, для которых основным симптомом является боль. В эту категорию входят все острые или хронические заболевания, связанные с болью. Например, хроническая боль является неотъемлемой частью мигрени, артрита, фибромиалгии и болезни Лайма.

Папма

Слово Папма происходит от слова папа или грех. Этот папа или грех имеет несколько аспектов.

  1. Это может быть диетическая ошибка. Интересно отметить, что обжорство (чрезмерное переедание) также является синонимом греха.
  2. A папа может быть ошибкой в ​​образе жизни, например, спать поздно ночью.
  3. Самый увлекательный аспект папа это вина. Чувство вины, стыда или сожаления имеет далеко идущие последствия для здоровья, независимо от того, находятся ли эти чувства в вашем сознании или бессознательном.

Например, Чарак Самхита определяет грех как один из важных причинных факторов лейкодермии.

Кроме, папа или с вами грех не случится, как сезонные перемены. Paap всегда есть деятель. Это сделано намеренно. Баловать себя или пропустить нарушение здоровья - решать вам. Таким образом, Папма или болезнь вызвана умышленным посягательством на здоровье.

Духа

Слово Дух и означает страдание. Это не совсем дискомфорт, а следствие того же. В хижине монах мог чувствовать себя комфортно. Однако богатый торговец, привыкший к роскоши, может быть недоволен. Так, Духа это необязательное состояние ума.

Некоторые люди больны, но они умиротворены и полны надежд; в то время как другие могут прикидываться о своем состоянии здоровья.

Следовательно, Духа символизирует психическое воздействие расстройства или само психическое расстройство. Это мать таких расстройств, как депрессия, беспокойство, компульсивное переедание и т. Д.

Абад

Слово Abadh возникает из слова бандха что означает препятствие. По сути, все заболевания являются препятствием для нормального обмена веществ.

Однако есть ряд заболеваний, при которых обструкция или ограничение являются центральным признаком. Например, такие заболевания, как опухоли, атеросклеротические бляшки, застойные респираторные расстройства, создают блокаду метаболических путей. Таким образом, Abadh может относиться ко всем видам обструктивных расстройств в Аюрведе.

Уптапа

Слово тапа означает жжение или воспаление. Это также относится к тапасу, что означает покаяние. Огонь превращает все в пепел. Следовательно, тапа относится к трансформационным изменениям. Заболевание вызывает патологическое изменение нормальной физиологии. An Уптапа (болезнь) может сжечь и разрушить ткани тела.

Джвар почти синоним этого термина. Согласно Аюрведе, джвар - самое тяжелое заболевание, которое сопровождает человека от рождения до смерти. Уптапа может быть менее серьезным заболеванием.

отнимать

В Аюрведе есть много названий «болезни». Каждое имя имеет уникальное значение и контекст. Каждое название также обозначает различный диапазон расстройств. Например, джвар, с другой стороны, относится к воспалительным заболеваниям, в то время как Папма, с другой стороны, означает влияние психических расстройств.

Я надеюсь, что этот блог поможет вам глубже понять аюрведическую патологию. В следующем блоге давайте обсудим аюрведическую классификацию болезней.

Д-р Каника Верма
Доктор Каника Верма - аюрведический врач из Индии. Она изучала аюрведическую медицину и хирургию в Govt Ayurveda College в Джабалпуре и окончила ее в 2009 году. Она получила дополнительные степени в области менеджмента и работала в Abbott Healthcare с 2011 по 2014 годы. В течение этого периода доктор Верма использовала свои знания Аюрведы для обслуживания благотворительных организаций в качестве добровольца в сфере здравоохранения.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены * *

Этот сайт использует Akismet для уменьшения количества спама. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Написать сообщение

Concept of Disease in Ayurveda – Ayurvedic Disease Synonyms

Ayurveda concept of disease

Introduction

Synonyms play a crucial role in Ayurveda. There is more to them than just words. They have a wide spectrum of implications depending on the context. Let’s look at the synonyms for “disease” contained in various Ayurvedic texts.

What is a disease (vyadhi)?

Ayurveda has a very interesting definition of “the disease.”

Let us look at the meaning of the word “vyadhi.” This word emerges from another word called “adhi” meaning something that brings pain. “Vyadhi” is translated as “something that makes people uncomfortable with different types of pain.”

Every disease troubles the patient on multiple levels –

Physiological

A disease disturbs the natural metabolism and brings discomfort. For example, a person suffering from urinary tract disorder may suffer from burning micturition.

Physical

A disease may cause physical problems that degrade the overall quality of life. For example, a person suffering from rheumatoid arthritis is not able to walk properly.

Mental

There are two aspects of mental discomfort. Firstly, the disease can cause mental distress or interfere with the normal functioning of the brain. Schizophrenics, for example, imagine nonexistent entities. A disorder may also lead to anxiety and stress. Diabetics, for instance, may worry about their health.

Social

Social embarrassment can result from a disease. Vitiligo patients, for instance, may feel humiliated in public.

Financial

A disease can drain the financial assets of a person. Cancer treatment, for example, can exhaust the patient’s resources financially.

Ayurvedic synonyms of disease

In Sanskrit, the word “disease” has many interesting synonyms. In each case, the meaning is very different. Here are some of the disease synonyms according to Charak Samhita.

​अत्र व्याधिरामयो गद आतंको यक्ष्मा ज्वरो विकारो रोग इत्यनर्थान्तरम्। 

Charak Nidan Sthan 1/5 

These synonyms are not mere words. They encompass an entire range or class of disorders.

Amaya

This word emerges from the Sanskrit root “am” which signifies diseases. Ayurveda has a unique concept of ama or metabolic toxins.

ama forms inside the body as a result of the wrong diet, lifestyle, or state of mind. It hinders the natural physiological functions and in this process, it forms diseases. Ama can also serve as an incubation ground for pathogens.

All general disorders produce ama or metabolic toxins in their advanced stages.

Gad

The word Gad refers to poison. The disease spreads in the body like poison and compromises vital metabolic functions. Therefore, Gad or poison is one of the synonyms for the disease.

Ama is also compared to a poison. However, there is a difference between ama and Gad. Ama is a metabolic toxin. It forms inside the body. While, Gad or poison can be external as well, for example – snake bite or contaminated food.

Ayurveda toxicology is called Agad tantra, as Agad is something that removes or neutralizes Gad (poison).

Atanka

The word Atanka refers to panic. This synonym of disease conveys the psychological impact of disorders.

There are two aspects to the psychological impact of disorders.

Firstly, all disorders trigger anxiety in the patient. This anxiety reduces immunity and adds to the disease burden.

Secondly, severe disease may trigger wide-scale panic. Panic is a natural reaction especially to fatal disease conditions like cancer, HIV AIDs, etc. However, serious communicable disorders like SARS and COVID-19 may trigger social panic, which has a huge impact on the morale of individuals and society as a whole.

The word Atanka primarily refers to mental disorders or the psychosomatic impact of physical disorders.

Ayurvedic disease synonyms

Yakshma

The word Yakshma is very close to the word shaya or deterioration. Yakshma refers to the gradual breaking down or wasting of the body tissues.

There are some diseases, where tissue wasting is a major pathological outcome. For example, muscular dystrophy or wasting of the muscular tissue is a distinct group of diseases. Multiple sclerosis is a disorder characterized by a gradual wasting of the nervous tissue.

A person with tuberculosis suffers from severe weakness and gradual deterioration of all body tissues. Therefore, it is also called raj yakshma, or the king of tissue wasting diseases!

Jwara

Jwara is typically associated with fever. However, in a broader perspective, Jwara stands for inflammation. And there is a significant difference between fever and inflammation, esp chronic inflammation.

Science has proven that chronic inflammation is the most serious of all diseases. There is some trace of inflammation in all disorders.

It has been known to Ayurveda for ages that Jwara is the most severe disorder. This is the reason why all ancient Ayurvedic texts list it at the top of all diseases. Ayurveda states that jwar or inflammation accompanies a person right from the time of birth to his deathbed.

The word Jwara signifies a range of fevers, chronic inflammation, and other inflammatory disorders like IBS, Crohn’s disease, etc. It may also include autoimmune disorders with inflammatory symptoms.

Vikara

The word Vikara means “any distortion from the normal.” Therefore, anything that distorts the normal functions of the mind, senses, and body is a Vikara.

Vikara is like a building block for disorders. One syndrome can include many Vikara or metabolic disturbances. For example –

Anemia is a Vikara. Lack of periods is another separate Vikara. These Vikaras can exist as separate conditions. However, these and many other Vikaras also combine to form a more complex disease like PCOD.

Vikara also refers to deformity. The deformity may not be an active disease. However, it degrades the quality of life. Blindness and polio feet, for example, are the result of previous diseases, but they are not active disorders. However, the Vikara or deformity severely impairs the quality of life for the person. Therefore, a blind person who is otherwise healthy cannot be called a patient. She can be called deformed or vikrit.

Roga

The word Roga is derived from the Sanskrit root “ruj“, which means pain. Therefore, Rogas are disorders characterized by pain as their primary symptom. This category includes all acute or chronic pain-related diseases. For example, chronic pain is an integral part of migraines, arthritis, fibromyalgia, and Lyme disease.

Papma

The word Papma originates from the word paap or sin. This paap or sin has multiple aspects.

  1. It can be a dietary fault. It is interesting to note that gluttony (excessive eating) is also a synonym for sin.
  2. A paap can be a lifestyle error like sleeping late at night.
  3. The most fascinating aspect of paap is guilt. A sense of guilt, shame, or regret has far-reaching health consequences whether these feelings are in your conscious or unconscious mind.

For example, Charak Samhita identifies sin as one of the significant causal factors of leucoderma.

Besides, paap or sin does not happen to you like seasonal changes. Paap always has a doer. It is intentional. Whether to indulge or to skip a health violation is up to you. Thus, Papma or disease is caused by willful health trespass.

Dukha

The word dukh signifies misery. It is not exactly discomfort but a consequence of the same. In a hut, a monk might feel comfortable. However, a rich merchant used to luxuries may be unhappy. So, Dukha is an optional state of mind.

Some people are sick, but they are peaceful and hopeful; while others may crib about their health conditions.

Hence, Dukha symbolizes the mental impact of a disorder, or mental disorder itself. It is the mother of disorders like depression, anxiety, compulsive eating, etc.

Abadh

The word abadh emerges from the word bandha which means hindrance. All diseases are essentially a barrier to normal metabolic functions.

However, there is a range of disorders where obstruction or restriction is the central feature. For example, diseases like tumors, atherosclerotic plaques, congestive respiratory disorders create blockade in the metabolic pathway. Thus, abadh may refer to all kinds of obstructive disorders in Ayurveda.

Uptapa

The word tapa means burning or inflamed. It also refers to tapas meaning penance. Fire converts everything to ashes. Hence, tapa refers to transformational change. The disease produces a pathological change in normal physiology. An Uptapa (disease) may burn and destroy the body tissues.

Jwar is almost synonymous with this term. As per Ayurveda, jwar is the most serious illness that accompanies a person from birth to death. Uptapa may be a less serious condition.

Take Away

There are many names for “disease” in Ayurveda. Each name has a unique meaning and context. Each name also denotes a different range of disorders. For example, jwar, on the other hand, refers to inflammatory disorders, while Papma, on the other hand, means the mental impact of disorders.

I hope this blog helps you to gain a deeper understanding of Ayurvedic pathology. In the next blog, let us discuss the Ayurvedic classification of diseases.

Dr. Kanika Verma
Dr. Kanika Verma is an Ayurvedic physician in India. She studied Ayurvedic Medicine and Surgery at Govt Ayurveda College in Jabalpur and graduated in 2009. She earned additional degrees in management and worked for Abbott Healthcare from 2011-2014. During that period, Dr. Verma used her knowledge of Ayurveda to serve charitable organizations as a healthcare volunteer.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

For security, use of Google's reCAPTCHA service is required which is subject to the Google Privacy Policy and Terms of Use.

I agree to these terms.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.